ОТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ К ЗДОРОВЬЮ ШКОЛЬНИКОВ

Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков является приоритетной социальной задачей общества и государства. В настоящее время в общеобразовательных школах Российской Федерации обучаются более 22 млн. детей и подростков.

К сожалению, за последние годы в этой группе населения значительно ухудшились показатели здоровья, физического развития, полового созревания. Об этом свидетельствуют как данные официальной статистики, так и результаты специальных научных исследований, проводимых в том числе кафедрой общей гигиены и экологии Волгоградской медицинской академии. Например, за последнее десятилетие в 1,5 раза увеличилось число школьников с дефицитом массы тела, более чем у 25% школьников-подростков отмечается задержка полового созревания, количество детей, относящихся к 1 группе здоровья, снизилось до 3-5%.

Известно, что организм ребенка в возрасте от 6 до 18 лет является наиболее чувствительным к воздействию неблагоприятных факторов, на этом этапе жизни ребенка по сути происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь. В то же время именно этот период совпадает с важнейшим социальным периодом детства – получением общего среднего образования.

После принятия в 1993 году Закона РФ «Об образовании» система школьного образования претерпела существенные изменения. В первую очередь это появление многообразия видов и типов образовательных учреждений, что по замыслу реформаторов должно способствовать дифференциации образовательных программ, получению образования в соответствии с наклонностями и способностями учащихся. Примеров вариативного образования много, но самыми заметными стали школы нового типа – с углубленным обучением (гимназии, лицеи), количество которых увеличивается с каждым годом.

Однако, модернизация образовательной системы сопровождается многочисленными издержками. Существенно возросла учебная нагрузка: по сравнению с послевоенным временем недельный учебный план с 1-го по 10-ый класс увеличился на 56 часов. Такой большой нагрузки как сейчас у школьников не было никогда. Сами создатели школьных программ осознают, что их «не в состоянии переварить даже человек с отменным здоровьем» (доклад министра высшего и среднего образования, 97). Интенсификация обучения идет не только за счет добавления количества часов, но и за счет расширения программного материала, введения новых учебных предметов, использования новых педагогических технологий.

Если исходить из факта, что «педагогические воздействия непрерывны, систематичны и длительны...», действуя ежечасно и ежедневно в течение 10-11 лет, то ясно, что такие воздействия следует признать существенно влияющими на формирование здоровья детей и подростков.

Нами проведены исследования, позволившие выявить некоторые особенности состояния здоровья школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях различного вида.
Сопоставление фактического объема недельной учебной нагрузки в школах нового вида с предельно допустимым, обозначенным Базисным учебным планом (1993), выявило его повсеместное превышение на 2-5 часов в неделю. В условиях укороченной 5-дневной учебной недели это привело к тому, что количество уроков возросло, например, в средних и старших классах до 8 и более. С учетом времени на приготовление домашних заданий рабочий день школьников удлиняется до 15-16 часов.

Изучение умственной работоспособности школьников выявило увеличение количества случаев сильного и выраженного утомления к концу учебного дня у 55% гимназистов и 38% учащихся массовых школ. Прослежена четкая зависимость числа неврозоподобных реакций учащихся от объема учебной нагрузки. У гимназистов этот показатель достигал 78-85% против 60% у учащихся массовых школ.

Большая, не соответствующая возрастным возможностям учащихся учебная нагрузка создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма во сне, двигательной активности, пребывании на свежем воздухе. Средняя продолжительность прогулки у учащихся массовых школ составляет 1,5-2,0 часа, у гимназистов – 0,5-1,) (причем у большинства из них – это дорога в школу и обратно). Недостаточная продолжительность ночного сна (на 2 часа и более) отмечена у у 11-25% школьников и 25-40% гимназистов.

В целом, напряженный характер учебы, значительный объем учебной нагрузки, дефицит времени для усвоения информации являются выраженными психотравмирующими факторами для ребенка, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает стрессорное воздействие на развивающийся детский организм. Длительное пребывание детей в таких условиях способствует закреплению негативных сдвигов в физиологических реакциях организма, что приводит к развитию ряда заболеваний.

Анализ состояния здоровья детей, поступающих в общеобразовательные учреждения, показывает, что уровень здоровья первоклассников практически одинаков во всех учреждениях. В настоящее время среди учащихся 1-х классов здоровыми являются не более 12% детей, различные функциональные нарушения имеют 50% школьников, хронические заболевания - 38%.

Все вышеизложенное диктует необходимость поиска решений и разработки мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

Как же видится реализаций таких мероприятий и решений?

Что бы ответить на этот вопрос, давайте вспомним – от чего зависит здоровье человека, вообще, и в том числе здоровье ребенка.

1.Наследственность – 20%. Но, Вы, педагоги, уже получаете ребенка таким какой он есть и Ваше вмешательство минимально.

2.Состояние окружающей среды – около 20%; то же фактор от Вас не зависящий.

3.Уровень развития здравоохранения и медицинская помощь – около 8-10%.

4.Образ жизни ребенка, на долю которого приходится почти 50% формирующих здоровье факторов. Самое главное – это управляемые факторы. Кто управляет: педагог , сам ребенок и его семья.

Педагоги, а точнее школа.
Из каких компонентов складывается воздействие школы на ребенка. 1.Педагогические технологии. 2.Режимы обучения. 3.Условия и организация обучения.

1.Должна сказать, что гигиенистов нашего города не разу не привлекали к проведению экспертизы тех или иных педагогических новаций. Поэтому я сошлюсь на данные нашей головной организации – Центра охраны здоровья детей и подростков РАМН, согласно которым к здоровьесберегающим педагогическим технологиям могут быть отнесены лишь три из великого их множества:
- новая модель структуры урока с дифференциацией обучения с учетом возможностей учащихся, разработанная под руководством Г.Г.Левитаса;
- технология модульного обучения, разработанная еще Цявичене и адаптированная к современной школе П.И.Третьяковым и И.Б.Сенновским;
- система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

2.Режимы обучения. Конечно, наибольшее количество копий ломается при решении вопроса о 5-ти или 6-ти дневной учебной недели. Хотя в принципе, речь уже идет не 5 или 6 рабочих днях школьника, а о разработке при 5-ти дневной учебной недели здоровьесберегающей ее технологии. Ведь в настоящее время наиболее массовое распространение получил наиболее неблагоприятный для здоровья ребенка режим неравномерного распределения в структуре учебного года времени учебного года и каникулярного отдыха школьников. По нашему мнению заслуживает одобрения все большее распространение европейской структуры учебного года, согласно которой после 5 недель учебы проводится неделя каникулярного отдыха учащихся. Хорошо, по данным наших исследований, зарекомендовала себя организация гимназического профилированного обучения в гимназии №1 в виде 6 семестров с недельными каникулярными промежутками между ними и традиционной продолжительность летних каникул. Особенно этот вопрос обостряется в начале каждого учебного года. Два года назад администрацией города было принято постановление о проведении в городе эксперимента, целью которого было поставить точки над «Й»: можно или нельзя обучать детей по 5-ти дневке без ущерба для здоровья. Сотрудники нашей кафедры при поддержке Городского комитета здравоохранения и Городского центра санэпиднадзора собрали огромный материал по 9 школам города, имеющих разные режимы обучения. Увы, этот материал в связи с отсутствием финансирования этот материал пылится ни кому не нужный и научно-обоснованные рекомендации мы дать не можем.

3.Условия обучения. Это особый разговор. Могу сказать, что изучение и анализ факторов внутри школьной среды позволяет отнести лишь чуть больше 30% школ к группе благополучных. Практически нпи в одной школе нет адекватной школьной мебели, зачастую не соответствуют гигиеническими требованиям состояние воздушной среды, освещенности, организация питания и другие показатели.

Ребенок и его семья. Должна отметить, как это не парадоксально в наше время, массовую безграмотность детей и их родителей в плане сохранения здоровья своего собственного и своих близких. Необходимо организовать эффективное гигиеническое, или более распространенный в настоящее время термин, валеологическое обучение и воспитание школьников. К моему большому сожалению, должна сказать что непрофессиональные новации некоторых ученых _и педагогв, и врачей) по организации валеологического образования привели к дискредитации и комроментации хороших и нужных начинаний. Чего стоит, например, учебное пособие по валеологии одного местного «валеолога», в котором из четырех задач валеологии три посвящены сексуальному и половому воспитанию, тогда как этот раздел дисциплины занимает от общего количества информации не более 5-7%. Необходимо разработать научно-обоснованную программу валеологического, или гигиенического образования и воспитания школьников под лозунгом «Образование без потерь здоровья, образование для созидания здоровья». Мы видим следующие пути реализации этой программы:

1.Создание условий жизнедеятельности школы, адекватных образовательному процессу в наиболее благоприятных для саморазвития, самосовершенствования личности и повышения уровня здоровья учащихся.

2.Внесение изменений в содержание образования, а именно имеется ввиду межпредметная интеграция на валеологической основе с использованием валеологических компонентов образования.

3.Паспортизация здоровья и формирование базы данных о состоянии здоровья, о психофизиологических и функциональных возможностях учащихся.

4.Создание консультативной сети по проблемам здорового образа жизни для учащихся, родителей и педагогов.

У нас есть положительный опыт такой работ на базе октябрьского валеологического лицея Калачевского района (директор А.Т.Ноженко), на базе школы №43 (Дзержинский район г.Волгограда, директор Яценко татьяна Витальевна).

И конечно, необходим хороший учебник по валеологии, непременным условиям подготовки которого должна быть совместная работа медиков и педагогов (об этом я говорила много раз). О необходимости издания таких учебников говорилось и на Областной научно-практической конференции «Экологические и валеологические аспекты подготовки детей школьного и дошкольного возраста» (апрель, 2000г.).

gids.ru - каталог Rambler's Top100
Сайт создан при поддержке Латышевской Натальи Ивановны
Используются технологии uCoz