Здоровый образ жизни молодежи как составляющая БЖД
Латышевская Н.И., Давыденко Л.А.
Волгоградская медицинская академия

Негативные тенденции в состоянии здоровья населения в нашей стране хорошо известны. Ситуация последних десятилетий настолько неблагоприятна, что с 1992 года начали говорить о депопуляции населения, явлении, которое получила очень емкое название «русский крест», образующийся двумя пересекающимися кривыми: кривая рождаемости, идущая вниз и кривая смертности, поднимающаяся вверх. Следствием этого процесса стало уменьшение численности населения, в среднем на 700 тысяч человек в год, в результате чего за последние восемь лет россиян стало на 3.5 млн. меньше. И если этот процесс будет продолжаться, то к 2005 году нас останется около 120 млн. Причин этого явления много, но одна из ведущих – ухудшение показателей здоровья детей и подростков.

К сожалению, динамика в состоянии здоровья детей и подростков последних лет наиболее неблагоприятна. Число детей относящихся к первой группе здоровья ничтожно мало. Уже в первом классе таких детей только 12%, а к выпускному классу здоровых школьников в среднем около 6%, а в школах нового типа – около 2%. Почти половина школьников, 50%, имеют хронические заболевания. При этом 20 % из них имеют по 5-6 заболеваний, а около 4% - 7 хронических заболеваний. К числу наиболее распространенных заболеваний у школьников относятся заболевания органов пищеварения, костно-мышечной системы, заболевания нервной системы. Растет заболеваемость детей и подростков туберкулезом, высоким остается уровень заболеваний передающихся половым путем. Растет алкоголизация молодежи. За 1999 год количество детей состоящих на учете в связи с злоупотреблением алкоголем увеличилось на 34%. Половина школьников имеют серьезные физические и психические отклонения. Так, за последнее десятилетие в 1,5 раза увеличилось число детей с дефицитом массы тела. Почти 30% призывников не годны к воинской службе.

Что может реально изменить сложившуюся ситуацию? Когда говорят о здоровье, прежде все уповают на медицину. Однако, по мнению экспертов здоровье современного ребенка зависит от уровня развития здравоохранения в стране лишь на 8-10%. Несомненно, большой вклад в нездоровье ребенка вносит экологическая ситуация в месте его проживания. В среднем 20% его здоровья определяется экологическими факторами, но в том случае если экологическая ситуация неблагополучна этот процент может возрастать до 30-35 и более. И для детей и подростков Волгограда, особенно для жителей его промышленных районов, экологический фактор весьма значим.

Однако наибольший вклад в «нездоровье» ребенка привносит фактор «образ жизни», на долю которого приходится не менее 50% запаса здоровья.

Образ жизни – понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей, охватывающее труд, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, нормы и правила поведения, умения и навыки в области укрепления собственного здоровья. И если исходить из того, что безопасность жизнедеятельности есть , то образ жизни есть непременное условие .На сегодняшний день является аксиомой положение: здоровый образ жизни – основа профилактики заболеваний и укрепления здоровья.
Каков же реальный образ жизни школьников нашего города? Сотрудниками кафедры гигиены Волгоградской медицинской академии осуществлено изучение отдельных элементов их образа жизни с помощью специальной анкеты-опросника для детей, использующаяся в рамках международной программы профилактики неинфекционных заболеваний – CINDI. Анонимному анкетированию подверглись учащиеся 8 общеобразовательных учреждений г.Волгограда. Всего опрошено около 1000 человек.

При рассмотрении жизненных ценностей школьников выяснилось, что самым главным в жизни школьники считают наличие хороших взаимоотношений в семье (63,8%). На второе место школьники поставили категорию «здоровье» (49,4%), причем респонденты более младшего возраста ценят свое здоровье выше, чем старшеклассники. Третье место по значимости занимают учеба, профессиональное образование (42%). Далее по значимости следует наличие друзей. При этом для более старших школьников друзья значат больше (45,7%), чем для младших (28%). Однако категория «любовь» одинакова важна для тех и других – около 40% опрошенных всех групп отметили ее важность в жизни. Далее по степени важности для школьников идут материальное благополучие, карьера.

Таким образом, на шкале жизненных ценностей категория «здоровье» занимает одно из первых мест. Это свидетельствует о высокой степени готовности школьников к восприятию обучающего и воспитательного воздействия, что следует учитывать при создании профилактических программ.

Изучение основных элементов образа жизни школьников выявило следующее:

а) не выдерживаются возрастные физиолого-гигиенические нормы продолжительности сна: спят меньше, чем полагается от 35 до 78% школьников; такой важный элемент здорового образа жизни как дневной сон практически отсутствует. Недостаточный сон – фактор риска развития невротических состояний, снижения работоспособности ребенка, а на этом – фоне велик риск развития заболеваний сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта и других;

б) продолжительность активного отдыха у всех учащихся на воздухе снижена, не гуляют совсем или гуляют менее 1 часа от 40 до 70% детей; даже в выходные дни элемент образа жизни «пребывание на свежем воздухе» отсутствует у 7% детей. Какие же виды отдыха предпочитают наши дети? Это – просмотр телепередач, компьютер и, редко, чтение книг. Ежедневно у экранов телевизора до 2-х часов проводят 93% первоклассников, 71% 5-тиклассников, и почти 77 % старшеклассников. Ребенок, не бывающий на свежем воздухе, более подвержен действию инфекционного начала как в следствии детренирования системы терморегуляции, так в связи с отсутствием воздействия такого важного оздоравливающего фактора как легкие отрицательные ионы, которые присутствуют только в атмосферном воздухе. Все вместе есть факторы риска острых простудных заболеваний, особенно заболеваний верхних дыхательных путей;

в) обязательным элементом здорового образа жизни является физическое воспитание ребенка. Занятия физической культурой в объеме 2-х часов в соответствии со стандартом, не обеспечивает потребность детей в движении. В спортивных же секциях, клубах или танцевальных кружка занимаются 33% первоклассников, 43% пятиклассников, 33% учащихся 9 классов и 23% выпускников. Следствие – гиподинамия, которая является предтечей огромного числа заболеваний и функциональных отклонений в состоянии ребенка;

г) выявлено нарушение режима питания школьников: рациональный режим питания имеют не более 45% детей; говорить о питании как факторе риска заболеваний наверное нужно в рамках отдельного сообщения, поскольку нет ни одной системы и ни одного органа в организме ребенка, состояние которых бы не изменялось в худшую сторону при неправильном питании;

д) интересны данные опроса, касающиеся вредных привычек. На вопрос «Курите ли Вы?» получили следующие ответы: регулярно курят с разной частотой среди 9 классов 8% юношей и 20% девушек, в 11 классе 19% юношей и 26% девушек. То есть девушек в два раза больше, такие же данные мы получили и при опросе студентов ВУЗов – распространенность курения среди девушек выше. Алкогольные напитки относительно регулярно с различной частотой употребляют около 20% девятиклассников (одинаково юноши и девушки); в 11 классе таких девушек – 44% и юношей – 61%. Среди старшеклассников «напивались хотя бы однажды» 26-30% юношей и 25-40% девушек. Наркотические вещества пробовали 3% школьников средних классов и более 15% старшеклассников.

Таким образом, изучение особенностей образа жизни детей школьного возраста позволяют сделать вывод о том, что этот образ жизни никак нельзя назвать здоровым.

gids.ru - каталог Rambler's Top100
Сайт создан при поддержке Латышевской Натальи Ивановны
Используются технологии uCoz