Здоровый образ жизни молодежи
как составляющая БЖД
Латышевская Н.И., Давыденко Л.А.
Волгоградская медицинская академия
Негативные
тенденции в состоянии здоровья населения в нашей стране хорошо известны.
Ситуация последних десятилетий настолько неблагоприятна, что с 1992
года начали говорить о депопуляции населения, явлении, которое получила
очень емкое название «русский крест», образующийся двумя пересекающимися
кривыми: кривая рождаемости, идущая вниз и кривая смертности, поднимающаяся
вверх. Следствием этого процесса стало уменьшение численности населения,
в среднем на 700 тысяч человек в год, в результате чего за последние
восемь лет россиян стало на 3.5 млн. меньше. И если этот процесс
будет продолжаться, то к 2005 году нас останется около 120 млн.
Причин этого явления много, но одна из ведущих – ухудшение показателей
здоровья детей и подростков.
К
сожалению, динамика в состоянии здоровья детей и подростков последних
лет наиболее неблагоприятна. Число детей относящихся к первой группе
здоровья ничтожно мало. Уже в первом классе таких детей только 12%,
а к выпускному классу здоровых школьников в среднем около 6%, а
в школах нового типа – около 2%. Почти половина школьников, 50%,
имеют хронические заболевания. При этом 20 % из них имеют по 5-6
заболеваний, а около 4% - 7 хронических заболеваний. К числу наиболее
распространенных заболеваний у школьников относятся заболевания
органов пищеварения, костно-мышечной системы, заболевания нервной
системы. Растет заболеваемость детей и подростков туберкулезом,
высоким остается уровень заболеваний передающихся половым путем.
Растет алкоголизация молодежи. За 1999 год количество детей состоящих
на учете в связи с злоупотреблением алкоголем увеличилось на 34%.
Половина школьников имеют серьезные физические и психические отклонения.
Так, за последнее десятилетие в 1,5 раза увеличилось число детей
с дефицитом массы тела. Почти 30% призывников не годны к воинской
службе.
Что
может реально изменить сложившуюся ситуацию? Когда говорят о здоровье,
прежде все уповают на медицину. Однако, по мнению экспертов здоровье
современного ребенка зависит от уровня развития здравоохранения
в стране лишь на 8-10%. Несомненно, большой вклад в нездоровье ребенка
вносит экологическая ситуация в месте его проживания. В среднем
20% его здоровья определяется экологическими факторами, но в том
случае если экологическая ситуация неблагополучна этот процент может
возрастать до 30-35 и более. И для детей и подростков Волгограда,
особенно для жителей его промышленных районов, экологический фактор
весьма значим.
Однако
наибольший вклад в «нездоровье» ребенка привносит фактор «образ
жизни», на долю которого приходится не менее 50% запаса здоровья.
Образ
жизни – понятие, характеризующее особенности повседневной жизни
людей, охватывающее труд, быт, формы использования свободного времени,
удовлетворения материальных и духовных потребностей, нормы и правила
поведения, умения и навыки в области укрепления собственного здоровья.
И если исходить из того, что безопасность жизнедеятельности есть
, то образ жизни есть непременное условие .На сегодняшний день является
аксиомой положение: здоровый образ жизни – основа профилактики заболеваний
и укрепления здоровья.
Каков же реальный образ жизни школьников нашего города? Сотрудниками
кафедры гигиены Волгоградской медицинской академии осуществлено
изучение отдельных элементов их образа жизни с помощью специальной
анкеты-опросника для детей, использующаяся в рамках международной
программы профилактики неинфекционных заболеваний – CINDI. Анонимному
анкетированию подверглись учащиеся 8 общеобразовательных учреждений
г.Волгограда. Всего опрошено около 1000 человек.
При
рассмотрении жизненных ценностей школьников выяснилось, что самым
главным в жизни школьники считают наличие хороших взаимоотношений
в семье (63,8%). На второе место школьники поставили категорию «здоровье»
(49,4%), причем респонденты более младшего возраста ценят свое здоровье
выше, чем старшеклассники. Третье место по значимости занимают учеба,
профессиональное образование (42%). Далее по значимости следует
наличие друзей. При этом для более старших школьников друзья значат
больше (45,7%), чем для младших (28%). Однако категория «любовь»
одинакова важна для тех и других – около 40% опрошенных всех групп
отметили ее важность в жизни. Далее по степени важности для школьников
идут материальное благополучие, карьера.
Таким
образом, на шкале жизненных ценностей категория «здоровье» занимает
одно из первых мест. Это свидетельствует о высокой степени готовности
школьников к восприятию обучающего и воспитательного воздействия,
что следует учитывать при создании профилактических программ.
Изучение основных элементов образа жизни школьников
выявило следующее:
а)
не выдерживаются возрастные физиолого-гигиенические нормы продолжительности
сна: спят меньше, чем полагается от 35 до 78% школьников; такой
важный элемент здорового образа жизни как дневной сон практически
отсутствует. Недостаточный сон – фактор риска развития невротических
состояний, снижения работоспособности ребенка, а на этом – фоне
велик риск развития заболеваний сердечно-сосудистой системы, пищеварительного
тракта и других;
б)
продолжительность активного отдыха у всех учащихся на воздухе снижена,
не гуляют совсем или гуляют менее 1 часа от 40 до 70% детей; даже
в выходные дни элемент образа жизни «пребывание на свежем воздухе»
отсутствует у 7% детей. Какие же виды отдыха предпочитают наши дети?
Это – просмотр телепередач, компьютер и, редко, чтение книг. Ежедневно
у экранов телевизора до 2-х часов проводят 93% первоклассников,
71% 5-тиклассников, и почти 77 % старшеклассников. Ребенок, не бывающий
на свежем воздухе, более подвержен действию инфекционного начала
как в следствии детренирования системы терморегуляции, так в связи
с отсутствием воздействия такого важного оздоравливающего фактора
как легкие отрицательные ионы, которые присутствуют только в атмосферном
воздухе. Все вместе есть факторы риска острых простудных заболеваний,
особенно заболеваний верхних дыхательных путей;
в)
обязательным элементом здорового образа жизни является физическое
воспитание ребенка. Занятия физической культурой в объеме 2-х часов
в соответствии со стандартом, не обеспечивает потребность детей
в движении. В спортивных же секциях, клубах или танцевальных кружка
занимаются 33% первоклассников, 43% пятиклассников, 33% учащихся
9 классов и 23% выпускников. Следствие – гиподинамия, которая является
предтечей огромного числа заболеваний и функциональных отклонений
в состоянии ребенка;
г)
выявлено нарушение режима питания школьников: рациональный режим
питания имеют не более 45% детей; говорить о питании как факторе
риска заболеваний наверное нужно в рамках отдельного сообщения,
поскольку нет ни одной системы и ни одного органа в организме ребенка,
состояние которых бы не изменялось в худшую сторону при неправильном
питании;
д)
интересны данные опроса, касающиеся вредных привычек. На вопрос
«Курите ли Вы?» получили следующие ответы: регулярно курят с разной
частотой среди 9 классов 8% юношей и 20% девушек, в 11 классе 19%
юношей и 26% девушек. То есть девушек в два раза больше, такие же
данные мы получили и при опросе студентов ВУЗов – распространенность
курения среди девушек выше. Алкогольные напитки относительно регулярно
с различной частотой употребляют около 20% девятиклассников (одинаково
юноши и девушки); в 11 классе таких девушек – 44% и юношей – 61%.
Среди старшеклассников «напивались хотя бы однажды» 26-30% юношей
и 25-40% девушек. Наркотические вещества пробовали 3% школьников
средних классов и более 15% старшеклассников.
Таким
образом, изучение особенностей образа жизни детей школьного возраста
позволяют сделать вывод о том, что этот образ жизни никак нельзя
назвать здоровым.
|