ПРОБЛЕМЫ ПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ВОЛГОГРАДА

Негативные тенденции в состоянии здоровья населения в нашем городе отражают общие тенденции, характерные для России. У нас сложился регрессивный тип народонаселения, когда доля лиц в возрасте свыше 50 лет превышает долю детского населения на фоне снижения общей численности населения; уменьшение количество детей в семье (сейчас на одну семью приходится 1,1 ребенка, тогда как для простого воспроизводства населения необходимо иметь 2,6 ребенка, для сравнения – в странах Африки на одну семью приходится 5,8 ребенка); продолжительность жизни, особенно мужчин, снижается. Все вместе привело к тому, что за последние несколько лет население страны уменьшилось почти на 4 млн, а через 10 лет по прогнозам демографов сократится на 30 млн. человек и будет составлять около 120 млн. В этот же период в США, например, планируется прирост населения в три раза (со 120 млн. до 349 млн. человек.). А это значит, что проблема здоровья населения – это не медицинская проблема, не социальная, это проблема национальной безопасности страны.

Особо негативные тенденции в состоянии здоровья отмечаются в популяции детей, подростков и учащейся молодежи.

Заболеваемость первокурсников в 1998 году составляла 118000 на 100 тысяч подросткового населения, в 1999 году – 136500 на 100 тысяч, а в 2000 году достигла 158700 на 100 тысяч. В наибольшей степени возросла заболеваемость органов пищеварения (почти на 40%), болезни костно-мышечной системы (почти на 30%), а расстройства менструальной функции у девушек возросли более чем на 170%. И это, подчеркиваю, данные официальной статистики, которые, как известно, достаточно сильно расходятся с данными углубленных медицинских осмотров. И это, обращаю внимание, те группы заболеваний, в первичной профилактике которых важнейшая роль принадлежит здоровому образу жизни.

Изменились не в лучшую сторону за год некоторые физиометрические и антропометрические показатели наших студентов. Например, возросло количество студентов, имеющих дефицит массы тела, особенно среди студенток, таких сейчас насчитывается более 12 %.

Причин такой ситуации много, и потому в сложных социально-экономических условиях, сложившихся в стране чрезвычайно важно определить приоритеты – куда в первую очередь направлять усилия и вкладывать средства, для получения реального результата.

Наибольший вклад в «нездоровье» ребенка привносит фактор «образ жизни», на долю которого приходится не менее 50% запаса здоровья. А из всех компонентов образа жизни, в настоящее время по мнению гигиенистов именно фактор питания занимает ведущее место.

Каково питание студентов нашего города?

1.Калорийность суточного рациона как правило на 15-20% ниже нормируемой.

2.Выявлено нарушение режима питания студентов. От 25 до 47% студентов не завтракают, 17-30% едят 2 раза в день, около 40% не обедают или обедают не регулярно.

3.Студенты редко едят горячую пищу. Имеет место поздний ужин, непосредственно перед сном.

4.Результаты изучения наборов продуктов, используемых в питании студентов как дома, так и в стенах учебного учреждения выявили недостаточное употребление такого обязательного в этом возрасте продукта как молоко или молочные продукты. Регулярно употребляют молоко только 42% опрошенных. Студенты, которые никогда не употребляют творог и сыр составляли от10 до 15%, масло к столу никогда не имеют 12-35% студентов. Сырые овощи и фрукты большинство студентов употребляют 1-3- раза в неделю и в недостаточных количествах.

В целом питание студентов однообразное, с преолбладанием углеводной пищитмакароны, хлебобулочные изделия).

5.Особо – витамины. Мы установили, что в среднем обеспеченность организма студентов от необходимого количества составляет от 30 до 50%. Большинство студентов находятся в состоянии гиповитаминоза разной степени выраженности.

Можно и дальше продолжать приводить неутешительные данные о характере питания наших студентов.

Но важнее разобраться в причинах – почему оно такое. Мы должны отдавать себе отчет в том, что существует целый ряд объективных обстоятельств, не позволяющих в полной мере реализовать принципы рационального питания. А ведь одна из заповедей здорового образа жизни гласит: «Здоровый выбор должен быть легким выбором». Но мы должны признаться, что не меньшую роль в том, что питание студентов не рационально и играют такие организационные факторы как нехватка времени для приема пищи в связи с особенностями учебного расписания, или отсутствие самого пункта питания и т.п. И в этом смысле приоритет образовательного учреждения в деле формирования здорового образа жизни трудно переоценить. Учитывая, что современный студент большую часть суток проводит в стенах своей alma mater, именно вуз должен взять на себя миссию организации его рационального питания.

Каким должно быть питание студента в вузе:

1.Исходя из того, что студены проводят в институте 7-9 часов, за это время они должны иметь возможность дважды принять пищу: один раз в виде второго завтрака или полдника с калорийностью 300-400 ккал, второй раз – в виде полноценного обеда с калорийностью 700-800 ккал.

2.Обязателен прием горячей пищи, а не перкус в сухомятку, как это часто бывает.

3.При высоком нервно-эмоциональном напряжении, нагрузке на аналитические функции мышления в связи с большим потоком информации, дефиците времени увеличивается потребность организма студента в витаминах, прежде всего в витаминах группы В (на 25-30%) в аскорбиновой кислоте - на 30%. В связи с этим в рационе должны быть субпродукты, хлеб из муки грубого помола, свежие овощи и зелень. Для обеспечения высокой работоспособности зрительного анализатора необходимо увеличить поступление в организм витамина А или его провитамина ретинола (печень, сливочное масло, морковь).

5.Необходим прием поливитаминных препаратов и витаминных настоев, например, шиповника, особенно в дни экзаменационной сессии и в напряженный эпидемиологический период, например эпидемии гриппа.

6.Необходимо выдерживать норму потребления продуктов, являющихся поставщиком незаменимых аминокислот – это молоко и молочные продукты, рыба, мясо и изделия из них.

7.Пора признать актуальность проблемы лечебно-профилактического питания студентов, необходима разработка специальных рационов и организация лечебно-профилактического питания для студентов, имеющих некоторые хронические заболевания, прежде всего заболевания пищеварительного тракта и эндокринную патологию.

8.Необходимо повышать знания студентов в области рационального питания. Это можно сделать в рамках преподавания тех же основ БЖД. При этом должно проводиться работа по формированию у студентов потребности в здоровом образе жизни и как его важнейшей составляющей - пропаганда принципов здорового образа. Наряду с этим необходима антипропаганда в противовес рекламно-информационному прессингу с экранов телевидения о пользе пива, сникерсов и т.п. Это возможно, например, в виде подготовке и раздачи листовок или памяток студентам в столовых. Например, «О пользе и вреде употребления кофе». И, наконец, необходимо воспитание культуры приема пищи, что напрямую связано с усвоением употребляемой пищи.


gids.ru - каталог Rambler's Top100
Сайт создан при поддержке Латышевской Натальи Ивановны
Используются технологии uCoz